Показатели для анализа гостиницы

Одной из основных задач отчетности по стандарту USALI является анализ гостиницы. Во многих отелях отчеты по стандарту USALI используются в системе мотивации персонала, в расчетах между управляющей компанией и собственником гостиницы.

В то же время одним из заметных явлений в практике анализа деятельности и мотивации является система ключевых показателей KPI.

Согласно определению: ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей.

Показателям деятельности или KPI в стандарте USALI посвящен 3 раздел, который называется «Финансовые индикаторы и операционные метрики». Чтобы анализировать результаты деятельности отеля или сравнить между несколькими гостиницами необходимо сравнить ключевые показатели деятельности. Главной сложностью такого сравнение является существования большого количество методик расчета показателей, основанных на различных системах бухгалтерского учета в гостиницах. Система USALI предоставляет проверенный временем набор метрик для анализа работы гостиничного предприятия.

Чаще всего для сравнения используют данные бюджета гостиницы или результаты деятельности отеля за предшествующие периоды, или результаты деятельности других гостиниц, с которыми можно сравнить результаты работы собственного предприятия. Заложить подобную основу для унификации принципов расчета показателей как раз и пытались члены ассоциации, разработав в 1926 г. первую редакцию системы USALI, а также сформировав комитет для создания и публикации новых редакций данного документа в будущем. По сути, данная система являла собой одну из первых попыток гостиничной индустрии США выработать общие рекомендации по созданию единых стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в гостиницах. Перечень не претендует на то, чтобы быть всеобъемлющим и определяющим все возможные существенные индикаторы и метрики, но он точно претендует на звание ключевых показателей деятельности или эталона KPI показателей для гостиницы.

Не все показатели равны по своей значимости для анализа. Начиная изучение создание показателей гостиницы KPI, стоит начать с самого верхнего уровня – списка показателей, которые стандарт USALI предлагает анализировать собственнику. Этот список KPI представлен в отчете собственника отеля:

  • Room Revenue (Rev) — выручка от продаж за номерной фонд.
  • Occupancy — загрузка, занятость или заполняемость гостиницы.
  • ADR (Average daily room rate) — средняя цена за номер или ночь.
  • RevPAR (Revenue per available room per day) — выручка номерного фонда за один номер.

Room Revenue (Rev)

Room Revenue (Rev) Показатель рассчитывается как полная выручка от номерного фонда за вычетом налогов. Измеряется в рублях.

Occupancy Занятость

Загрузка равна количеству проданных номеров, поделённому на общее количество номеров. Измеряется в процентах.

ADR (средняя цена на номер)

Номера в гостинице не продаются по одному базовому тарифу. Всё зависит от сезона, от того, применяет ли гостиница динамическое ценообразование, какие спецпредложения выводит, есть ли у неё корпоративные клиенты, с каким системами бронирования работает. Другими словами, на изменения рынка нужно реагировать, а значит, экспериментировать с ценами.

ADR равна выручке от продажи номерного фонда, поделённой на количество проданных номеров. Так мы получаем стоимость, по которой продавали, уже с учетом всех скидок. Измеряется в рублях.

Факторы, которые влияют на ADR:

  • Конкурентная среда.
  • Сезонность.
  • Активность (динамические тарифы, акции).
  • Инфляция.

RevPAR (Выручка на доступный номер)

RevPAR — один из самых важных показателей, так как он позволяет держать под контролем самые важные процессы гостиницы. RevPAR равен выручке от продажи номерного фонда, поделённой на показатель PAR количество доступных номеров для заселения. Измеряется в рублях.

Важно очень внимательно следить за тем, как RevPAR меняется. Этот показатель показывает, насколько хорошо работает бизнес. В идеале RevPAR должен постоянно расти. Если показатель снизился. Какой можно сделать вывод? Падение RevPAR может быть связано:

  • С падением спроса.
  • С выходом на рынок нового игрока.
  • С нежеланием гостей платить высокую цену.

Это не полный перечень возможных причин, в вашем случае могут бы и другие. Мы лишь хотели обратить внимание на необходимость поиска таковых.

Существует два способа рассчитать показатель revPAR:

RevPar = (доход от продажи номерного фонда – Room Revenue) / общее количество номеров в отеле

или

RevPar = ADR * загрузка(OR – occupancy ratio)

Для разных по размерам отелей доля выручки номерного фонда может меняться от 50 до 95%. При отсутствии, например, выручки от ресторана, СПА, залов для мероприятий и т.п. RevPAR может быть только отражением доли дохода от продажи номеров, при этом не учитывает остальные источники дохода.

В мировой практике этот критерий эффективности используется как база для определения и анализа качества работы отеля и позволяет отслеживать результативность и эффективность управления номерным фондом. Максимизация RevPAR происходит за счет работы с загрузкой и средним тарифом продажи номера.

Подробнее о работе с показателем RevPAR читайте в отдельной статье

Методы расчета и анализ показателей

В индустрии гостеприимства наиболее широкое распространение получили методы расчета показателей для анализа, базирующиеся на следующих критериях:

  • На занятый номер /Per occupied room (POR);
  • На доступный номер / Per available room (PAR);
  • Доля в доходе / Percentage of revenue (Доля);
  • Общая сумма / Total dollars.

Количество занятых номеров гостиницы чаще всего влияет на доходы и расходы переменного характера, проведение анализа по этим видам доходов и расходов осуществляется на базе отношения соответствующей величины к количеству занятых номеров.

Расходы постоянного характера анализируются на основе количества доступных номеров или общей суммы.

Анализ постоянных и переменных расходов также может проводиться на базе долей в доходе департамента/предприятия.

Каждый из методов может предоставить соответствующую информацию об одном и том же показателе с разных перспектив. Очень часто необходимо применять несколько методов одновременно для того, чтобы получить полную картину операционной эффективности предприятия.

Поделись с друзьями