Центры финансовой ответственности USALI

Одним из главных принципов USALI является понятие центра финансовой ответственности (ЦФО). Вся деятельность гостиницы делиться на подразделения (департаменты), каждое из которых отвечает за отдельный набор доходов и/или расходов (затрат). На базе отчетов о деятельности данных подразделений вычисляется и анализируется набор определенных стандартом показателей. В стандарте USALI определен эталонный набор департаментов, который рекомендуется использовать. Для каждого центр финансовой ответственности предусмотрен набор счетов — аналитика доходов и затрат.

Основным принципом в USALI является понятие центра ответственности, который может быть двух видов: «центр доходов» и «центр затрат». Гостиница разделяется на департаменты, каждый из которых отвечает за свой блок доходов и/или затрат. На базе отчетов о деятельности подразделений рассчитывается ряд стандартных показателей, включая себестоимость единицы услуг, точку безубыточности и т.п.

Центр финансовой ответственности — это структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющие операции, конечная цель которых — оптимизация прибыли, способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность, а также отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию и соблюдение уровней расходов (затрат) в пределах установленных лимитов.

Система USALI выделяет следующие центры финансовой ответственности или департаменты:

  • Номера (Rooms);
  • Продукты и напитки (F&B);
  • Гольф и спец-магазины;
  • СПА и Оздоровительный центр, фитнес зона (SPA);
  • Парковка (Parking);
  • Прочие доходные подразделения;
  • Административные и общие (A&G);
  • Информационные технологии и связь (IT);
  • Продажи и маркетинг (S&M);
  • Эксплуатация и техническое обслуживание (POM);
  • Прачка (House Laundry);
  • Обеды сотрудников (Staff Dining);

Отдельной строкой в системе USALI выделяется отчет о затратах на коммунальные услуги и энергоносители, хотя он фактически не является центром финансовой ответственности в классическом понимании.

В классической теории центры финансовой ответственности (ЦФО) могут быть:

Центр выручки — несет ответственность только за объем реализации и/или величину поступлений в системе USALI не используется.

Центр маржинальной прибыли — отвечает за разницу между выручкой и прямой стоимостью реализованных товаров и услуг. Все операционные отделы являются именно такими центрами финансовой ответственности.

Центр прибыли – подразделение по которому определяется полный финансовый результат, с отнесением на него не только прямых, но и косвенных затрат. В стандарте USALI таких центров нет.

Центр затрат — отдел, производящий затраты, необходимые для обеспечения доходных направлений деятельности компании. К данному типу относятся все обслуживающие подразделения гостиницы.

Центр инвестиций — отдел, который полностью отвечают за денежные потоки по выделенному проекту. В рамках системы USALI учет инвестиционной деятельности не регулируется.

Центры затрат гостиницы непосредственно не участвуют в обслуживании клиентов гостиницы, а осуществляют поддержку производственных отделов. Данные центры не генерируют доходы, а руководство этих отделов отвечает только за контроль за соответствующими затратами и их минимизацию. На гостиничных предприятиях чаще всего к центрам затрат относятся бухгалтерия, экономический отдел, юридический отдел, отдел кадров, отдел продаж и маркетинга, служба безопасности, технические службы, отдел снабжения, хозяйственный отдел.

Для чего нужны ЦФО?

Разделение ответственности между подразделениями. Делегирование ответственности за результат работы руководителю подразделения для того, чтобы:

  • оценить результаты деятельности;
  • оперативно скоординировать работу;
  • децентрализовать управление затратами;
  • сформировать эффективную систему мотивации руководителей подразделений.

Руководитель ЦФО концентрирует все внимание на показателях его работы, в результате чего повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений.

Центры прибыли гостиницы задействованы непосредственно в обслуживании гостей и помимо производства затрат являются генераторами доходов. Поэтому их задачи заключаются не только в том, чтобы минимизировать расходы, но и в том, чтобы максимизировать прибыль. К таким центрам в зависимости от спектра услуг, предоставляемых гостиничными предприятиями, относятся группа размещения гостей, ресторан, автостоянка, бизнес-центр, зал для конференций, тренажерный зал и т.д.

Стандарт USALI строго следует принципу разделения ответственности. Согласно принципам USALI, отраженная операционная прибыль каждого отдела гостиницы получается после вычета только тех издержек, которые могут контролироваться руководителем подразделения. Данные о деятельности подразделения делятся на финансовые и оперативные. Если показатели рассчитаны в соответствии с едиными принципами стандарта, то их можно использовать для сравнения с аналогичными показателями других отелей не зависимо от их национальной принадлежности.

Фиксированные издержки (налог на имущество) в общем случае не распределяются по центрам полученных доходов, а относятся отдельно на отделы обслуживания. Это делает возможным эффективно следовать концепции разделения ответственности в соответствии с организационной структурой.

Настраивая учет в программах 1С: Бухгалтерия, центры финансовой ответственности – это справочник «подразделения». Если вы только начинаете учет, мы готовы предоставить вам возможность загрузить эталонный набор справочников. Возможность загрузки справочников входит в стандартный пакет поставки эталонной модели USALI для сервиса Финоко

Поделись с друзьями